13 ноября Понедельник

Всемирный день доброты

14 ноября Вторник

110 лет назад родилась Астрид Линдгрен, шведская писательница

15 ноября Среда

95 лет назад родился Игорь Стечкин (ум. 2001), российский конструктор стрелкового оружия

16 ноября Четверг

80 лет назад родился Лев Николаев (ум. 2011), российский телеведущий, сценарист, популяризатор науки

17 ноября Пятница

Международный день студентов

18 ноября Суббота

90 лет назад родился Эльдар Рязанов (ум. 2015), российский кинорежиссер, сценарист, Народный артист СССР

19 ноября Воскресенье

95 лет назад родился Юрий Кнорозов (ум. 1999), советский лингвист, расшифровавший письмена майя

Сегодня 17 ноября 2017 года: Международный день студентов

Елена Цыплакова: «Нам не хватает решимости для добра»

Елена Цыплакова: «Нам не хватает решимости для добра»

4ecbd39a5a5368a378f057b48e90cebe.JPG
    В Липецке любят проводить кинофестивали.  Написала так и подумала: не всегда знаком плюс такое желание оборачивается. Нечасто привозят на суд зрителя по-настоящему достойный кинопродукт (в современном понимании это хотя бы без обсценного словотворчества, россыпей целовалок и убивалок). В последний же раз липецкого зрителя побаловали так называемым кино без попкорна – картинами, претендующими на серьезность, а потому и обреченными на непростую прокатную судьбу. А я себя порадовала общением с великолепной актрисой, кинорежиссером и председателем фестиваля Еленой Цыплаковой (вернее: она меня вдохновила своим общением). О чем говорили? О сложностях кинематографической стези, о том, как режиссеру и актеру да еще человеку верующему существовать в текущих обстоятельствах киноискусства.
– Елена Октябревна, меня интересует общая кинематографическая тенденция, которая, на мой взгляд, заключает в следующем. Чтобы высокие идеи донести до зрителя, необходим какой-то сложный, подчас даже больной, деформирующий сознание, материал. Выражаясь образно, чтобы пробиться к истине, надо содрать  колени. И никаких вам примесей лиризма, романтизма, легкости, свойственных, к примеру, тем фильмам, в которых вы снимались в юности. А ведь это тоже были и есть серьезные картины, с философским подтекстом, предполагающие вдумчивого зрителя. Или наше сознание уже настолько изменилось, очерствело, что мы не можем воспринять нравственную, чистую идею, не оголив себе нервы?
К сожалению, на сегодняшний день вообще изменилось пространство киноискусства. Сейчас продюсеры диктуют такой материал, что кажется, обязательно должны быть драки, убийства, – этакий экшен. На самом деле, знаете… ведь истина познается не только в благости. Вот сказано: познай истину и она сделает тебя свободным. Свободным от чего? – От человеческих установлений. У нас очень много человеческих, небожественных установлений везде: не только в миру, но и в искусстве. И свободу все тоже понимают по-разному. Но свобода в Боге – это совершенно другое…
– Свобода от греха?
– Да, да… Это совсем не то же, что вседозволенность. Когда говорят «свобода совести», я всегда смеюсь, потому что совесть – это категория нравственная, поэтому она не может быть свободна от нравственных каких-то величин. И я, когда преподавала, говорила своим студентам: «Вы должны понимать, какого уровня сознания ваши герои. Потому что сказано: кем порабощены, тому рабы». Есть такое деление сознания у философов на плотское, душевное и духовное. Они разные. Ведь мотивация поступков человека зависит от того, какой у него уровень сознания. Если человек – раб плоти, то он угождает только ей; и это самый низший уровень. Если говорить о душевном сознании, то человек, обладающий им, рассуждает так: если меня хвалят – это хорошо, а ругают – плохо. А у духовного человека совершенно иная мотивация. Он может, не возмутившись, а с благодарностью искренней сказать: «Спасибо, что ты меня обличил. Я, наконец, понял, что делаю неправильно». Людей духовного сознания не так много или они есть, но в большей части, может быть, не на поверхности, не выпячивают себя, не лезут в камеры, на экраны.
А вообще двух одинаковых людей нет по уровню сознания, по образованности, жизненному опыту и так далее. Часто нужно иногда через какие-то страшные вещи проходить, чтобы понять важное, магистральное в своей жизни. Конечно, хорошо, когда тебя с детства воспитывают, и ты понимаешь эти истины, и ты можешь воспользоваться чужим опытом, а не своим. Но, к сожалению, такие случаи редки, и люди приходят к высшему, духовному, сознанию, через какие-то страдания. Это только так  кажется, что все просто, а на самом деле – нет. Но иного пути в развитии не бывает: идти надо, делать решительные шаги. У Серафима Саровского спросили: "Скажите, батюшка, чего не хватает современным людям приносить такой плод праведности, какой приносили прежние христиане?» Он ответил: «Только одного. Собственной решимости». Поэтому такое сложное кино у нас. Есть, конечно, православные фестивали, но они, знаете, иногда странными бывают. В обычном же игровом кино помимо упомянутых внутренних, человеческих, причин есть и другая проблема: когда все выстраивается на уровене зарабатывания денег, то это, действительно, очень сложная ситуация.
– То есть все меньше режиссеров, которые ставят своей целью продвижение нравственных, но «некоммерческих» идей, связанных с верой, моралью? Больше тех, кто руководствуется просто идеей гуманизма (а говоря по-простому, потакания массовому вкусу?)
– Истина должна быть где-то посередине, потому что зритель разный и кино должно быть разным. Оно должно уметь и развлекать. Но маятник в современном киноискусстве часто оказывается ближе к полюсу цинизма. Ведь авторам заказывают материал. Однажды я прочитала такое распоряжение на одном федеральном канале, в редактуре, какие заявки принимать в производство. Там просто на уровне жаргона написано: никаких заносов в религию, политику: надо, чтобы цепляло, но не грузило. Я просто не знаю, какой нужно уровень сознания иметь, чтобы таким языком писать по поводу заявок сценариев, какими они должны быть! Это ситуация близкая к тупиковой. И, к сожалению, найти продюсеров, которые будут формировать духовные картины, сложно. Я счастлива, что у меня в ногинском театре нечасто, но идет на протяжении уже шести лет спектакль по пьесе Александра Володина «Мать Иисуса». Спектакль собирает зрителей: тех людей, кому это надо.
– Как  же вы, человек верующий, находите свою нишу, видите свой путь в актёрской и режиссерской профессиях?
– Я стараюсь все превратить в служение насколько это возможно в наших условиях, потому что вернулась внутренне в профессию с новым мировоззрением, когда всерьез пришла к Богу. И сказала себе: «Буду этим заниматься до тех пор, пока смогу работать не лукавя». Я общаюсь с актерами, я им объясняю, я мат убираю, ругань убираю… Стараюсь отслоняться от пустоты: беру лишь тот материал, который дает возможность говорить о какой-то внутренней жизни героя. Конечно, это не так просто, не все слушают. Но ничего. Есть актеры, которым это нравится и для которых эти разговоры важны.
– Вы часто снимаете сериалы. Но, по-моему, это же сложно: удержать христианскую идею на протяжении шестидесяти серий?
– Да, сложно потому, что яблоки от груши не растут, как говорят. То есть формат сериала диктует свое, но я иногда стараюсь что-то дописывать, доделывать. Вот, например, сейчас снималась у Антона Сиверса (он верующий человек) в 16-ти серийном сериале «Черная кошка», который только вышел в прокат. Мы там додумали много интересных сцен. Моя героиня  – мать главного бандита, верующая женщина, которая в ужасе от того, что догадывается, чем занимается ее сын. Ведь это ее сын. Все муки матери необходимо было прочувствовать, передать. И я радуюсь тому, что после выхода в прокат, мне писали на фейсбуке сообщения очень много разных людей, среди которых были: «Лена, спасибо за роль Матери» (написано было с большой буквы). Потому что люди, действительно, понимают, что какими бы близкими родственными связями мы ни были связаны, свое сознание другому человеку не вложишь.
– Еще такой вопрос меня всегда интересовал, психологический. Человек, играющий роль злодея, сам должен переживать соответствующие эмоции. Он как бы соединяется с силами зла, чтобы войти в роль, и это накладывает на него отпечаток. Мы знаем актеров, которые до такой степени «таскали не своё», как поет иеромонах Роман, что старались походить на своих героев. И это заканчивалось почти всегда трагически. Вспомним Высоцкого, Олега Даля.
–  Я всегда говорила своим студентам: никогда не говорите, когда вы играете человека, который грешит: «Я в предлагаемых обстоятельствах» (есть такой постулат системы Станиславского). Говорите: я показываю, что бывает с человеком, который так поступает. Я молилась, когда хотела понять, почему многих актеров преследует то, что они сыграли. Потому что они визуализируют грех и делают его своим личным, если они оправдывают его. И тогда дальше этот приходится отрабатывать.
– Елена Октябревна, вы как-то говорили, что было бы хорошо, если бы на фестивалях появилось детское жюри. Но детскому жюри нужны детские фильмы, ведь ребенок – это отдельный мир, с одной стороны, а с другой – зрителя нужно готовить с детства, как это было раньше. Сейчас же детское кино практически исчезло как явление из нашей жизни. Почему так происходит? Почему сейчас не снимают фильмов уровня режиссера Динары Асановой, например, – тех картин, в которых вы принимали участие, будучи ребенком?
Мы возвращаемся к тому, о чем говорили. В детские фильмы нельзя ставить рекламу. А это, в свою очередь, не выгодно для продюсеров,  потому что реклама приносит деньги. И детское кино обычно стоит очень дорого. Взять любую сказку: это же декорации…В целом, все упирается в большие денежные вложения. Я сняла 6-ти серийный детский сериал «Полосатое лето». Его показали пару раз по телевидению – и всё. А у нас там играют чудесные ребята: там Коля Расторгуев в роли негодяйского продюсера, Света Копылова играет журналистку, Леша Булдаков – начальника лагеря, в который ребята приехали отдыхать, заниматься спортом. Мы заплатили мизерные деньги продюсеру, которые вообще не оправдали того, что было вложено. Это невыгодно сегодня, к сожалению. Было бы прекрасно, если бы ситуация изменилась, и детский зритель вновь получил свои фильмы, а мы бы двигались решительно в ту строну, в какую и показано двигаться хорошему кино.
Беседовала Светлана ЧЕБОТАРЕВА
Фото автора
0  
Илия
9 Ноя 2017 18:35:45
Очень глубокая актриса. Вот такое преображение, а раньше играла красоток безмозговых.
Ответить Ссылка 0  
0  
MichaelWed
17 Ноя 2017 20:30:00
Эх, тебя бы в девяностые — куртки чёрные, ножи острые!
Эх, тебя бы в девяностые — ты б узнал, только становятся взрослыми!

Фильм выходил тут, если страна находилась в полной нищете и разрухе, когда одни пользовались этим и «хапали» и «приХватизировали», другие уезжали подальше из развалившейся страны, начиная всё сначала на чужбине, остальные же влачили жалкое бытие в книга, который осталось через СССР. Кто-то «поднялся» (об этом вы можете понимать в не менее культовой «Бригаде»), кто-то не посмел встать для кривую дорожку, и с горечью ждал, если же отдадут задержанную после полгода зарплату, и думал, наподобие безотлагательно коснеть и питать детей. Сколько же касается русского кинематографа того времени, то даже те, чтобы кого работа — веселье, не могли себе позволить сделать это забава полноценным чтобы широкого зрителя, и кинофильмы были в лучшем случае сняты на природе (предположим, комедии про «особенности»), в худшем — в убого-нищенских декорациях с такой же съёмкой, преимущественно это касалось ТВ-фильмов. «Пара» снят хорошей камерой, на его картинку не противно рассматривать, и не наудачу фильм вышел в качестве HD-DVD 1080, только, конечно дело, никаких спецэффектов, на которые русский наблюдатель в те времена мог посмотреть как в видеосалонах в голливудских фильмах, здесь дозволительно не медлить — Алексей Балабанов показал Россию такой, который она была, со всей её нищетой и беднотой, как загодя зная, что в будущем сторона выйдет из кризиса, и следующее поколение довольно походить этот фильм и переводить на ус, который была территория когда-то.

Он показал историю обычного русского парня, кто любит рок-музыку, любит родных и готов защищать справедливость даже там, где это опасно. Вернувшись из армии и уехав в культурную столицу, он начнёт своё нужда с разборки в трамвае, где отпустит знаменитую пафосную фразу, которую подхватили многие русские кинозрители; затем защитит справедливость для рынке, а потом его ждёт опасная переделка, в которой замешан его пара, какой не абы который, а наёмный злодей, но, кем бы ни был сей персона, ради Данилы Багрова это заблаговременно только брат, ради которого дозволительно и самому убить тех, который этого заслуживает.

Cпи, выше братан, несовершеннолетний ты ещё,
Положи свою голову ко мне для плечо.
Ты ведь не знаешь, как грязен теперь этот поднебесная,
Ещё временно грызть время, ты спи, выше кумир.
Плач от сирен милицейских машин,
Не бойся, братишка, ведь ты сейчас не один!
Какой бы ни была доля, она завсегда хороша,
И даже коль правит нами тварь-анаша.
Очень идёт после нами сообразно пятам,
Шляется он и не глядит по сторонам.
Рождённый в любом из нас, он осторожно
Поглощает в себя, и его убить невозможно.
Eсли ты рукой сжимаешь рукоятку ножа,
То не бойся других, а лучше бойся непосредственно себя.
Разве не выдержал ты, и сходишь медленно с ума,
И чувствуешь, который как страх вокруг тебя.

Алексей Балабанов был настоящим русским Тарантино: в его фильмах круглый смак в диалогах. Прежде только это касается данного фильма, и «Груза 200», в котором разные сообразно характеру люди спорят о жизни так, который у зрителя кипит кровь безо всякого экшна, и жалеть, что в последнем многие увидели всего отвратные сцены, а не заметили сути. «Брат» — предание о мужском русском характере, и глупо присудить такой фильм в пафосе, преимущественно, буде его здесь всего нуль (может, исключительно фразу, сказанную в трамвае в адрес гастарбайтеров, и дозволительно назвать пафосной), здесь надо обращать уважение для смысловой сюжет и диалоги. Когда я не разбирался в диалогах, мне этот фильм показался устаревшим на сегодняшний сутки, а два года спустя я, пересмотрев сей фильм, понял, что не безуспешно он является любимым фильмом солиста группы, песню которой я процитировал в рецензии (имя группы умолчу). Музыкальное сопровождение в фильме тоже порадовало, хотя и не увлекаюсь роком. Хорошее добротное кино.

Первоисточник:  
Ответить Ссылка 0  

Новости
16.11.2017

Торжество литературы

С 23 по 27 ноября в столице Урала выберут лучших поэтов и прозаиков страны!
16.11.2017

«Огонь фламенко»

21 декабря танцевально-музыкальное шоу на сцене киноконцертного зала ЦДХ
15.11.2017

Скрипка Паганини

В столицу привозят подлинный раритет – скрипку, принадлежавшую некогда великому скрипачу и композитору
12.11.2017

Телеведущий Борис Ноткин

найден мертвым в поселке Рождествено в Одинцовском районе Московской области

Все новости

Книга недели
Пешком в историю Петербурга

Пешком в историю Петербурга

Борис Кириков. Золотой треугольник Петербурга. Конюшенные: улицы, площади, мосты М. Центрполиграф 2017 608 с. 1500 экз.
В следующих номерах
Колумнисты ЛГ
Макаров Анатолий

Без штампов

Это не кинорецензия, их уже немало. Это своего рода удовлетворение восстановленн...

Болдырев Юрий

Уважать прошлое ради будущего

Как сегодня оценивать Великую Октябрьскую социалистическую революцию?