60 лет назад в Ленинграде на Площади искусств открыт памятник А.С. Пушкину

20 июня Вторник

85 лет назад родился Роберт Рождественский, поэт, переводчик

21 июня Среда

День кинолога

22 июня Четверг

День памяти и скорби — день начала Великой Отечественной войны (1941 год). Мы скорбим по всем, кто погиб, защищая Отечество.

23 июня Пятница

55 лет назад родился Александр Любимов, российский тележурналист и телеведущий

24 июня Суббота

105 лет назад родился Сергей Филиппов, российский актер театра и кино, народный артист РСФСР

110 лет назад родился Арсений Тарковский, российский поэт, переводчик, прозаик

Сегодня 25 июня 2017 года: 110 лет назад родился Арсений Тарковский, российский поэт, переводчик, прозаик

"Голомяное пламя" Дмитрий Новиков - рецензия

"Голомяное пламя" Дмитрий Новиков - рецензия

Книга  Новикова "Голомяное  пламя" сейчас на слуху. Одно то, что издана   в редакции  Шубиной говорит о том, что книга   "в тренде".

Так как тренд этот достаточно известен - то искать я сразу же стал в этом тексте

а) указания на страшную эпоху сталинизма б) не менее страшную эпоху обыкновенного советизма в) непременную инфернальную лексику г) отрисованную мерзость разложения советского человека  и полнейший распад крестьянского быта

Прочитал - и удивился. Вполне  все хорошо - ну пара-тройка обсценных выражений - для вкуса - не считается.

Нет  ничего, что всегда так ценилось у  литературных акул редакции Шубиной..


Почему же не отвергли, скривив губки?



Ведь не  так давно посредством  неутомимого литературного молота  Д.Быкова  подобные произведения распинались им на наковальне дурновкусия  и деревенщины..

Вот только помахать названием - голомяное пламя - и тут бы у Быкова налились кровью глаза..  Кстати, я и сам не знаю, что такое голомяное пламя. И по тексту  не выяснил, и в интернете что-то смутное.. Говорит мне словарь, что голомяно - это метель.

Ну да Бог с ним.. Как говаривал ЛГ Юрия Полякова "Козленок в молоке" - главное, чтобы название было удачным. И для тех, и для других..

Здесь, с названием  как-то срослось.  Стерпела редакция Шубиной. Не стала ёрничать о " старике Ромуальдыче, который нюхнув свою портянку аж заколдобился.." И даже  рецензии неплохие по всему Интернету разбросала.

С чего бы такая милость? Когда стараниями этой самой "нон-фикшн" деревенщики были признаны побежденными, растоптанными, и произведения их лживыми и конъюнктурными.

То есть, пласт литературных имен был старательно вычищен. Белова, Распутина, Фролова, Шукшина и многих, многих других предали забвению, предварительно оплевав.

И тут вдруг "голомяное пламя..." За что? Почему? Вот что меня больше всего мучает..

Или редация Шубиной таким образом реабилитируется - дескать, не такие уж мы и либеральные, не такие уж и русофобские..  Вот вам это пламя.. голомяное.. наслаждайтесь..

Насладиться, честно говоря, было сложновато. Потому как автор отринул  закостенелые прежние композиции и пишет в новом трендовом стиле "стог сена" - тут тебе и василек засушенный, и веточка мяты, и репей, и молочай с чистотелом. Семь в одном.

Да и вообще о сюжете говорить - это некомильфо. Сразу предстаешь тяжелым циничным консерватором. Который не может насладиться вязью  отдельных кусков, калейдоскопом чувств и мыслей..  Распутина  ему подавай, или Абрамова , или Фролова..

Это у тех все по одному лекалу- скучно и тягостно. Мелкие людишки, мелкие характеры.. Бытовые детали, нищенские привычки.. Кино деревенское , да и только..

Здесь новая трактовка книги - по типу "Зеркала" Тарковского. Автор вдумчиво смотрит на себя и выдавливает по капле внутренний мир и воспоминания. В разных ракурсах.

Некто - лирический герой, а еще один некто - другой герой из голымяной истории- тот, который возлюбленную порешил в припадке ревности.. И еще некто - голос автора..

В общем,  продвинутому читателю надо быть всегда начеку. Чтобы значит осознать задуманное..

И не забыть, что все это преломляется в сознании , естественно, автора..  И , конечно же, вкрапление философии. Ибо какой же писатель  не отец и наставник?

С философией - тяжеловато. Для меня. Вот, например, сентенция:

"...Понимаешь, русские воюют всегда не за кого-то или что-то, а против несправедливости. Не за Родину, Сталина и прочее. А против немцев, когда поймут, что они враги и добыча. Те ведь тоже не дураки были, пытались играть на исторических чувствах, церкви открывали. "

То есть,  Родина у автора - понятие относительное... Типа, вот придут справедливые американцы  и дадут гору печенья и бочку варенья - по справедливости, вот тут Родину -мать можно и из дома попросить.. Дескать, а ты что позволяла? несправедливости разные творить? Вот и получай.

Или вот - о русском предназначении - тоже загадочно. Прямо и не знаешь, как трактовать.. ну чтобы грамотно и литературоведчески..
"...Мы просто идем обычным русским путем. Предки наши шли в неведомое, поморы и ушкуйники. Ну и что, что лопари колдуны и шаманы были сплошь. Ну и что – Куйва на скале и сейды вокруг. У наших – крест на шее и топор в руках. Крестили же лопарей, последних, но крестили. А бесы все – внутри. Нет ничего снаружи, всё – внутри."
То есть , шли всюду с крестом и топором. Потому и подминали всех под себя. Сначала топором, потом крестом.. Но крест от бесов - не спасает. Потому что они - бесы - внутри..
Так что ли?  Это хотел автор сказать?
А может, просто запутался или покрасоваться хотел - такие же слова красивые, прямо вязь морозных узоров на северном окне - ушкуйники, поморы, сейды, лопари.. Прямо сразу сами в роман просятся..
Вот чем современный писатель -деревенщик от своих собратьев классиков отличается?  Большой любовью к мужику он отличается.
Вот эдак прижмет его к груди, облобызает и начнет слова пряные, исконные как леденцы во рту перекатывать..
"у нас ведь игр много было тогда. «Имочки» да «закукареки» главные. Имочки просто – друг за дружкой бегать да имать побыстрее. В закукареках же прятаться нужно. Вот найдет во́да тебя, и мчитесь на главное место балибакаться. "
Какая ж редакция Шубиной устоит, которой позарез новый деревенщик нужен с правильным мировоззрением?
Не знаю, что показалось  редакции нон-фикшн. Не знаю. Вполне вероятно, что  славных литературоведов ( как и меня) подкупило в этой книге основное и главное. Любовь к рыбалке. Вот здесь, честно скажу, отрывки читал взахлеб - ах, эта северная рыбалка.. ах, эти жемчужные стылые перекаты..
И ведь хорошо написано:

"Следом за ней, через месяц примерно, закройка пойдет. Потом межень, самая крупная. Ближе к августу тинда – мелочь пузатая, двух килограмм нет еще, а уже зрелая нерестянка. Будто городская голытьба, мальчишки-жиганы да девочки-хулиганочки. Следом за ними, осенью уже, – листопадка. Та покрупнее будет. Но самое главное – все, кто в море прогулялся, – белыми, серебряными возвращаются. Так и называются, «белянки». Есть и такие, которые в реке безвылазно сидят, сразу отличишь – зеленовато-серый цвет их."

Вот за это можно и простить Дмитрию Новикову, что он не Федор Абрамов, и не Фролов, и не Шукшин..

Главное - нАчать.. дай Бог - литературную премию присудят.. как запоздалому и последнему деревенщику.. И то - хорошо.. ну не все же  сталинизм обличать ...Нужно же и о сёмужке народу поведать..

Новости
21.06.2017

Путь продолжается

21 июня исполнилось 60 лет писателю Сергею Кредову
19.06.2017

Первый Фестиваль Турции в Москве

15.06.2017

Ушел артист-романтик

15 июня скончался Народный артист СССР Алексей Баталов

12.06.2017

Россия – Родина моя

Эмин Бабаев – вместе со своими слушателями в День России

Все новости

Книга недели
Знакомый незнакомец

Знакомый незнакомец

Алексей Баталов. Сундук артиста М. Кучково поле 2016 256 с. 2000 экз.
В следующих номерах

Ты один поддержка и опора

Открываем в редакции «ЛГ», как и обещали («Иностранный как русский», «ЛГ», № 39), Опорный пункт охра­ны русского языка (ОПОРЯ).
Колумнисты ЛГ
Данилин Юрий

Мержанов: возвращение

Музыкантам не изменяет память

Воеводина Татьяна

К станку, ребята!

Образование стало бизнесом. Частные институты – чуть ли не в любой подворотне.