15 января Понедельник

95 лет назад родился Евгений Весник (ум. 2009), актер театра и кино, театральный режиссер, Народный артист СССР

16 января Вторник

110 лет назад родился Павел Нилин, советский писатель, киносценарист

17 января Среда

155 лет назад родился Константин Станиславский, русский актер, режиссер, педагог, реформатор театра, Народный артист СССР

18 января Четверг

75 лет назад - прорыв блокады Ленинграда в годы Великой Отечественной войны

19 января Пятница

Крещение Господне (Святое Богоявление) у восточных христиан

20 января Суббота

День Республики Крым

21 января Воскресенье

115 лет назад родился Игорь Курчатов (ум. 1960), физик-ядерщик, академик, создатель советской атомной бомбы

Сегодня 19 января 2018 года: Крещение Господне (Святое Богоявление) у восточных христиан

Слава русской гармони!

Слава русской гармони!

Слава русской гармони!

Густой и звонкий голос гармони встряхнул здание администрации Вологодского района. Это Александр Механиков привез показать свой новый музыкальный инструмент – настоящую нижегородскую гармонь, ну, и как же было не попробовать её на звук… На гармони красуется и фамилия мастера – Мякушев. Ручная работа…

Александр Анатольевич Механиков известен в Вологодском районе, да и за его пределами, как фермер. Он со своим небольшим, но дружным коллективом занимается разведением овец романовской породы, крупного рогатого скота, сеет и убирает травы и зерновые. В этом году Механиковы выиграли грант на развитие семейной фермы, деньги на приобретение молодняка КРС и техники уже получены, грант успешно реализуется.

Надо сказать, что Александр Механиков – потомственный зоотехник. Этой специальности посвятили свою жизнь его родители. Жена, Марина Вениаминовна, тоже зоотехник. Родился Механиков в Молочном, а детство и юность прошли в соседнем селе Куркино. Закончил Куркинскую школу, потом учился в Молочном институте, работал главным зоотехником, потом вместе с женой создал собственное крестьянское хозяйство.

Но Александр Механиков еще и гармонист. Он постоянный участник областных и межрегиональных «гармонных» мероприятий, и на праздниках (например, окончание посевной в районе) не отказывается взять в руки гармошку и спеть хорошую песню.

- Когда вы заинтересовались гармонью? - спрашиваю.

- Отец у меня был очень хороший гармонист. Так что с самого детства я слышал гармонь. Но сам начал играть уже после армии, - рассказывает Александр Анатольевич. - Помню, что в 70-е годы гармошка не очень-то приветствовалась «официальной» культурой. Нет, играть было не запрещено, гармони продавались в магазинах, но считалось, что это какой-то «низкий жанр». Но люди играли. У нас в Куркино жил Николай Сергеевич Смирнов, обычный рабочий совхоза, очень хороший человек, труженик. В праздники он выходил с гармошкой играть  на улицу. Помню его игру…

В середине 80-х годов, когда Александр Механиков вернулся из армии, многое в нашей стране менялось. В том числе и отношение к русской гармони. Появилась на телевидении передача Геннадия Заволокина «Играй гармонь». Самодеятельные клубы гармонистов стали создаваться по всей стране. В Вологде страстным пропагандистом гармони стал журналист областного радио Николай Коробов.

- В 1986 году стали собирать в Вологде гармонистов, в основном, в парке ВРЗ они играли. Я сначала не участвовал, ездил просто посмотреть, послушать. Там было много хороших старых гармонистов, которые виртуозно играли на кирилловских гармонях.
Например, Василий Васильевич Невзоров, его многие помнят. Я думаю, что это – непревзойденный гармонист… С Николаем Александровичем  Коробовым я и до сих пор вижусь каждый год на фестивале «Золотая планка»…

- А вы когда и у кого научились играть?

- В Молочном институте был создан кружок гармонистов, а вел его замечательный музыкант и композитор Николай Петрович Драчков, он работал в Майском Доме культуры. Вот он-то и дал первые навыки. Ну, а дальше уже сам. Но с Драчковым я позже постоянно встречался. Он был очень хороший человек, жалко, что мало пожил. В том, что я научился играть, – его заслуга.

- Свою первую гармонь помните?

- Первую гармонь мне покупал еще отец. После него у меня остались три гармони, я их содержу в порядке. А сам впервые купил гармонь, которую делали на  Вологодской гармонной фабрике. Гармони на этой фабрике  выпускали, конечно, слабенькие. Но если в такую гармонь ставили планки от кирилловских мастеров, которые работали на фабрике «Северный кустарь» в Волокославино, это уже был совсем другой инструмент. Помню, что стоила она 500 рублей, при моей зарплате главного зоотехника тогда 270 рублей.
Я на ней играл и играю до сих пор, около 30 лет уже. Она полностью в порядке, то есть сделана качественно, имеет хороший звук, тембр.

- Ну, а что это за инструмент? И почему гармонь нижегородская, а не кирилловская на этот раз?

- Так я и приехал сюда, чтобы показать этот инструмент и отдать дань памяти и уважения мастерам кирилловской и нижегородской гармони.

Года два назад, по словам Александра Анатольевича, появился у него интерес не только к гармонной игре, но и к истории инструмента, к мастерам-гармонникам. Не раз бывал он в селе Волокославино, где была когда-то гармонная фабрика, знакомился с людьми, знавшими старых мастеров.

- Были замечательные мастера: Шитов, Мякушевы, Пичугины… Мякушев-отец был мастер, на войне погиб. У него было восемь детей. Они из деревни Шульгино, рядом с Волокославино. Все делали гармони… Если посмотреть старые фотографии, видишь, что гармони начинали делать еще дети. Есть фотография – коллектив фабрики «Северный кустарь», там все ребята 15-25 лет, молодежь.

- Почему же Мякушев делает теперь нижегородские гармони?

- Да потому что Николай Павлович Мякушев вместе с братом Юрием уже давно переехал в Нижний Новгород. Когда я стал интересоваться, общаться с людьми, я узнал, что очень много мастеров из Кирилловского района в 30-40-50-е годы уехали в Нижний Новгород. А в 1960-м году и фабрика в Волокославино перестала работать.

Уезжали люди, как водится, за лучшей жизнью. Один уехал, прижился, за ним другие потянулись. Так и стали многие мастера кирилловской гармони мастерами гармони нижегородской. Отличие этих инструментов в том, что кирилловские гармони четырехпланочные или шестипланочные, а нижегородские, в основном, восьмипланочные…

С Николаем Павловичем Мякушевым Александр Механиков познакомился благодаря удивительной подвижнице, автору многих публикаций по истории русской гармони Людмиле Борисовне Танских, жительнице города Бор Нижегородской области, с которой, заинтересовавшись историей гармонного дела, связался по интернету.

- Через нее я связался по телефону с Николаем Павловичем. А в мае этого года я ездил на нижегородский гармонный фестиваль «Камертон», и побывал у мастера (Мякушев живет в самом Нижнем Новгороде), он показал мне свои гармони… И на этом мой покой закончился! Я сказал, что приеду осенью за гармонью. И вот гармонь у меня! - с гордостью говорит Александр Анатольевич. -Гармонь уже была готова, но Николай Павлович подогнал ее под меня – сделал так называемый «розлив», как я люблю. Это – эффект, когда нота начинает «плавать», для этого специально подтачивают голоса. По-моему, так гармонь играет мощнее и голос имеет более звучный.

Кажется, что о гармони Механиков может говорить бесконечно…

- Вообще-то многие гармонисты из других регионов говорят, что
нижегородские гармони настроены неправильно, - продолжает он. - Но из всех существующих ныне гармоней, нижегородские играют лучше всех. Это мое мнение. Пусть кому-то нравится кировская или тульская гармонь…. На вкус и цвет товарища нет…

А рука гармониста так и тянется к инструменту, потрогать его, погладить…

- Николай Павлович Мякушев, автор этой гармони, остался единственный из тех старых мастеров, кто делал в свое время кирилловские гармони. Ему 83 года. Ученика у него нет. Кто возьмется сейчас за такую трудную и длительную, пусть и хорошо оплачиваемую работу (ведь гармонь от начала и до конца нужно делать несколько месяцев, а то и год)… Очень жаль, что гармонный промысел теряется. Это пласт русской культуры, который уже уходит от нас, и мне хочется, если уж не спасти, то отдать дань уважения тем людям, которые посвятили этому всю свою жизнь… У кирилловской гармони, - продолжает Механиков, - было одно очень важное преимущество перед шуйскими, тульскими или кировскими – она была доступна по цене простым людям. Это был действительно народный, причем хорошего качества, инструмент. Поэтому в вологодских и архангельских деревнях преобладали, конечно, кирилловские гармони… И сейчас продается много кирилловских или нижегородских гармоней. Но это всё старые, отреставрированные инструменты. Тех, кто сегодня может сделать гармонь от начала и до конца, единицы. Был замечательный мастер кирилловской гармони Золотов, его уже нет. В 2011 году умер Александр Иванович Куликов, в молодости он работал вместе с Мякушевыми. Лучшее, что я видел из кирилловских гармоней, а я видел их много, это три гармони мастера Куликова. Это шедевры кирилловского гармонного промысла. Они хранятся у людей, в семьях, мне посчастливилось играть на всех трех этих гармонях. Новые гармони делать некому…

Появятся ли молодые мастера? Ведь потребность есть, есть творческие коллективы, артисты… А главное – есть потребность в песне и пляске под гармонь. Удивительно – инструменту вряд ли более двухсот лет, в Россию и того позже из Европы пришел, (тальянка – это же «итальянка»), а стала гармонь, потеснив даже балалайку, символом русской удали, русской печали и радости. В общем, той самой «загадочной русской души», которую без гармони теперь уже вряд ли и поймешь…

- Я этим инструментом очень доволен, подобного в Вологде точно ни у кого нет, - снова говорит Александр Механиков, надевая на плечи лямки и трогая пальцами кнопки…

- Гармошка в жизни помогает? - спрашиваю ещё.

- Мне это интересно, нравится, а значит – помогает.

- Сыновья играют?

- Сыновья гармонью не увлеклись. Есть два внука, пока их это интересует, что будет дальше – не знаю, - отвечает Александр Анатольевич и, наконец, разворачивает меха. И гармонь работы вологжанина, живущего на земле нижегородской,  Николая Павловича Мякушева звучит в полную силу, заполняет душу…

Слава мастерам русской гармони!
                                                                   

 

Новости
12.01.2018

"Еду как хочу"

Российский короткометражный фильм собирает призы
10.01.2018

Не стало Михаила Державина

Он скончался в среду после продолжительной тяжелой болезни на 82-году жизни.
09.01.2018

Умер Александр Ведерников

Оперный певец  скончался на 91-м году жизни
30.12.2017

IХ Фестиваль спектаклей Бориса Покровского

7 января – 28 января 2018 года

Все новости

Книга недели
На языке сцены

На языке сцены

Алексей Бородин. На берегах утопий. Разговоры о театре. М. АСТ 2017  352 с. 1000 экз.
В следующих номерах
Колумнисты ЛГ
Неменский Олег

Уходящий Запад

Не утихающая борьба Вашингтона с им же поставленной украинской властью...

Макаров Анатолий

На взгляд трезвого…

Я не социолог и не специалист по общественным настроениям и нравам.