26 февраля Понедельник

80 лет назад родился Александр Проханов, российский политический деятель, писатель, публицист. Поздравляем!

27 февраля Вторник

95 лет назад родилась Гелена Великанова (ум. 1998), советская эстрадная певица

28 февраля Среда

125 лет назад родился Всеволод Пудовкин советский кинорежиссер, теоретик кино

01 марта Четверг

Юбилей отмечает Ирина Купченко, российская актриса театра и кино, Народная артистка РСФСР

02 марта Пятница

80 лет назад родился Вячеслав Зайцев, российский модельер, живописец, график, художник театрального костюма

03 марта Суббота

Всемирный день писателя

04 марта Воскресенье

200 лет назад в Москве открыт памятник Кузьме Минину и князю Пожарскому

Сегодня 26 февраля 2018 года: 80 лет назад родился Александр Проханов, российский политический деятель, писатель, публицист. Поздравляем!

Новая империя — новая столица

Новая империя — новая столица

Чему Россию учит опыт Византии?

Искусство порой посылает нам свои особые сигналы, а чтобы их услышать, одного сиюминутного восприятия мало. Хорошо бы вернуться к произведению снова, лет этак через пять после выхода в свет. И в этом смысле фильм «Гибель империи. Византийский урок», конечно, не исключение из общего логического ряда.

Наместник Сретенского мужского монастыря архимандрит Тихон (Шевкунов), предлагая свой оригинальный фильм-проповедь, подводит нас к мысли, что кто-то сознательно не желал, чтобы Россия училась на ошибках своего, некогда могущественного соседа, у которого она и взяла на вооружение главное — веру.

Разбирать кинопублицистику не буду, а тем более — оценивать: выполнила она задачу или не справилась с ней? Наше общество сейчас находится на той стадии развития, когда вновь «из всех искусств для нас важнейшим является кино». И если уже предложено что-то для массового просмотра, стало быть, другого доступного способа донести до народа даже гениальные мысли не существует. В самом начале XXI века, проделав исторический путь длиной в тысячелетие, мы остановились в своей эволюции. Что называется, «приплыли»!

А потому сложно предъявлять повышенные требования к единоличному режиссёру и сценаристу: рамки жанра ограничены, многое просто остаётся за кадром, но всё же требует разъяснения. Скажем, когда видишь, с каким упоением перечисляются все богатства Византии, возникает естественный вопрос: почему она превратилась в такую могущественную державу? Откуда тонны золота, не сопоставимые с той же Европой? Международным агрессором и пиратом Византия так ведь и не стала, хотя аборигены Северной Африки морским разбоем иногда промышляли.

А вот ведущим мировым экспортёром продукции земледелия она была. Два-три урожая ежегодно в субтропиках можно снимать только в том случае, если раба наделить собственным участком и сделать его со временем полноправным «ромеем» огромной империи, лежащей на трёх континентах. Тогда и параллели с крестьянской Россией, которые неизбежно вытекают в соответствии с идейной нагрузкой кинематографической вещи, будут более убедительны.

Даже само создание Византии, у истоков которого стоял император Константин Великий, предложивший переместить зажиревшую столицу из Рима в далёкий Византий (Константинополь), сродни деянию русского царя-реформатора. «И перед младшею столицей померкла старая Москва…» Пётр Великий тоже, между прочим, возводил Византию, но только русскую, и в незнании истории страны единой веры его не упрекнёшь.

Так, может, и нам начать двигать столицу, если уж извлекать из Византии главный «урок», способный вдохнуть в страну новую жизнь и дистанцироваться от старушки Европы на Восток, в глубинную Азию? Здесь, на этом континенте, наш хартленд, «сердцевина земли», безопасная от природных катаклизмов и милитаристских угроз. А кто владеет хартлендом — тот владеет миром. Так выходит: по жизни и по Маккиндеру. В этом плане перенос за Урал столицы, равноудалённой от западных и восточных окраин, — вопрос не столько времени, сколько политической воли.

Но ничего этого в фильме не обозначено, и я склонен полагать, что вдумчивый человек, который в неусвоенных уроках прошлого видит задачи для настоящего и будущего, во внимание вовсе не принимался. Или его на данном этапе в России совсем уже нет? Тогда, как говорится, и суда нет...

Николай ЮРЛОВ,
КРАСНОЯРСК

Новости
23.02.2018

Международный фестиваль «Всемирный День Поэзии»

Стартовал самый крупный поэтический фестиваль в мире
22.02.2018

Кинонаследие. Дыхание весны

11 марта в столичном Доме кино состоится московская презентация проекта «Влюблённые в искусство».
21.02.2018

Россия примет участие

в юбилейной международной книжной выставке-ярмарке в Минске
16.02.2018

В гостях у библиотечного сообщества

16 февраля в Библиотеке искусств им. А. П. Боголюбова (Москва, Сущёвская улица, 14) состоялся Совет руководителей библиотек г. Москвы

Все новости

Книга недели
Александр Хинштейн. Конец Атлантиды.

Александр Хинштейн. Конец Атлантиды.

Почему Путин никогда не станет Горбачёвым. М: Олма Медиа Групп – Просвещение, 2018. 624 с., 10 000 экз.
В следующих номерах
Колумнисты ЛГ
Рыбас Святослав

За нашу победу!

Красная армия была построена «исключительно умом и опытом старых русских генерал...

Болдырев Юрий

Аляска не научила?

Радостная новость: японцы будут модернизировать Владивосток.