23 апреля Понедельник

Всемирный день книги и авторского права.

24 апреля Вторник

25 апреля Среда

26 апреля Четверг

День участников ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф и памяти жертв этих аварий и катастроф

27 апреля Пятница

День российского парламентаризма

28 апреля Суббота

День химической безопасности

29 апреля Воскресенье

Международный (Всемирный) день танца

Сегодня 23 апреля 2018 года: Всемирный день книги и авторского права.

М. ГОРЬКИЙ И ПЕРВЫЙ ВСЕСОЮЗНЫЙ СЪЕЗД СОВЕТСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ. 11. Была ли в СССР советская еврейская литература?

М. ГОРЬКИЙ И ПЕРВЫЙ ВСЕСОЮЗНЫЙ СЪЕЗД СОВЕТСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ. 11. Была ли в СССР советская еврейская литература?

28 марта 2018 года все прогрессивное человечество  отметило 150-летнюю годовщину со дня рождения - МАКСИМА ГОРЬКОГО.

6e643afa9cf5c356f47310d40c76d38c.jpeg

Еврейская национальная литература является самой многоязычной в мире. Кроме литературы на иврите в Израиле она развивается на европейских и восточных языках  — английском, русском, французском, арабском и многих других языках мира. В начале 1930-х она успешно развивалась и на идиш.  
На съезде писателей выступило несколько еврейских советских поэтов и прозаиков. Среди них был поэт И. Фефер   (1900-1952, писавший на идиш.
Он рассказал о первом в истории еврейской литературы всесоюзном совещании еврейских советских писателей, состоявшемся накануне. На нем они «перелистали всю еврейскую литературу, выросшую» в  советскую эпоху.
Он заявил с трибуны: «еврейская советская литература вместе со всей литературой народов Союза открыла новую страницу в своей истории. На нашем совещании очень много говорилось о творческом росте еврейской советской литературы».
Он рассказал о том, что «еврейская поэзия, которая является ведущей в еврейской литературе, насчитывает много видных мастеров, известных и не еврейскому читателю. ...  Голос еврейских поэтов в хоре нашей советской поэзии звучит гордо и высоко. Палитра наших еврейских поэтов чрезвычайно разнообразна. Бодрость и оптимизм — вот характерные черты еврейской советской поэзии. Это отличает ее и от дооктябрьской еврейской поэзии, и от еврейской поэзии в современных капиталистических странах.»
Он сообщил, что в еврейской прозе «... в последнее время заговорили новые люди, появился тип нового человека. Человек воздуха, который так замечательно был дан гением Шолома Алейхема, исчез, его нет в нашей литературе. ... Заговорил Бонця Швайг (произведение классика еврейской литературы, Переца). Октябрьская революция дала ему слово. Старых, привычных образов вы не найдете ни у одного из наших советских еврейских прозаиков».
Фефер рассказал о прозаике Давиде Бергельсоне. «Он ведет нашу прозу вперед. Он например дал такое замечательное произведение еврейской советской прозы, как «У Днепра». Изломанных, разбитых, угнетенных и придавленных людей, которые стояли в центре дооктябрьской еврейской литературы, в советской литературе больше нет.
Эти горбатые люди исчезли из нашей жизни и больше не вернутся. Они исчезли и из нашей литературы, и если вы иногда их встречаете, то они появляются только как тени прошлого.... У нас их сыновья, их дочери стали шахтерами, металлистами, колхозниками, писателями. Октябрьская революция сделала их строителями социализма.»
Он с гордостью  рассказал о том, что «...наша советская литература, в том числе и еврейская, имеет большое влияние
на диференциацию писателей, находящихся за рубежом..... Несмотря на все недостатки, которые имеются в нашей литературе и критике, я могу смело заявить, что еврейская литература ни одной капиталистической страны не может сравниться с уровнем еврейской советской литературы.
«В нашей литературе имеется много недостатков. Основной недостаток — в том, что мы временами пишем скучно и мелко, а ведь мы не имеем никакого права писать скучно о нашей живой, красочной и интересной жизни. Очень часто мы не можем передать то, что мы хотим передать, на языке большого искусства. Часто мы еще замечаем в нашей литературе, в стихотворениях и новеллах бедность, которую мы должны ликвидировать, потому что и наш литературный колхоз должен стать зажиточным.»
Сравнивая советскую еврейскую литературу с зарубежной еврейской литературой, Фефер говорил о том, что «... крупнейшие мастера, которые работают сейчас в капиталистических странах, не могут состязаться с нашим уровнем... Возьмите Бялика — этот крупный талант в течение последних двух десятков лет ничего не дал. Перед смертью он заявил, что гитлеризм является спасением, а большевизм — проклятием еврейского народа... Один из них (буржуазных поэтов), более откровенный, заявил как-то, что буржуазные еврейские писатели за границей играют роль держателей фонарей на лестницах публичных домов и что им это уже надоело.»
Фефер не мог не осудить фашизма: «В то время, когда гитлеровская Германия показывает свой звериный лик, когда мутная волна антисемитизма захватывает все капиталистические страны, советская власть организует еврейскую самостоятельную область — Биробиджан, который очень популярен. Многие из еврейских писателей буржуазных стран едут сюда, многие палестинские рабочие удирают из этой так называемой «родины» на свою подлинную родину — в Советский союз.
«Еврейские советские писатели любят свою родину. Мотивы родины, тема родины не новы в еврейской литературе.
«Буржуазные писатели очень много писали о родине; и Бялик и Фруг, заливший своими слезами всю еврейскую литературу, много писали о разрушенном Иерусалиме и о потерянной родной земле, но это была буржуазная ложь, потому что Палестина никогда не была родиной еврейских трудящихся масс. Палестина была родиной еврейских эксплуататоров, а сейчас она является колонией английского империализма».
Фефер восхваляет социализм: «Еврейские советские писатели, трудящиеся еврейские массы имеют одну родину — это Советский союз.
«Советский союз поднял всех нас, еврейских писателей, из заброшенных уголков и местечек, навсегда похоронил проклятый «еврейский вопрос», навсегда сжег, уничтожил черту оседлости — низость и подлость царского режима.
«Еврейские писатели отдадут этой великой родине и свое перо и все свои возможности и силы. Все свои силы они отдадут великой партии Ленина и Сталина».  (аплодисменты).
———————
Обратите внимание, что Фефер не включает творчества Пастернака и других советских русскоязычных еврейских известных поэтов и писателей в еврейскую литературу. Мне не удалось найти информацию об именах писателей и поэтов, присутствовавших на совещании еврейских литераторов, состоявшимся накануне съезда. Среди 621 делегатов съезда было 201 русских и 113 евреев, 24 литератора из них писали на идиш. При регистрации нерусских делегатов отмечались две категории: советских писателей, пишущих на русском, и советских писателей, пишущих на своих национальных языках.
———————
Справка
С 1945 г. Фефер был ответственным секретарём Еврейского антифашистского комитета при Совинформбюро. Тесно сотрудничал с органами НКВД, имел конспиративные встречи с Л. П. Берией. После разгрома ЕАК и ареста он оговорил не только товарищей по комитету, но и себя. В 1952 г. Фефер был расстрелян по приговору специальной судебной коллегии по делу ЕАК вместе с другими деятелями еврейской культуры СССР.  (Википедия)
-35.6717  
Юрий
30 Мар 2018 19:08:27
Николай, напоминаю Вам,  тема моей статьи — выступление еарейского советского поэта на Первом съезде писателей. У Вас есть мысли о СОВЕТСКОЙ ЕВРЕЙСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ? Если есть, то сообщите об этом читателям ЛГ. Не мне! Читателям газеты.
Ссылка -35.6717  

Новости
18.04.2018

Встреча писателей-маринистов

25 апреля с.г. в Московской государственной академии водного транспорта
17.04.2018

«Лицей» вызывает разом уважение и тревогу. Объявлен состав жюри премии

Во втором сезоне на конкурс поступило 3069 работ, из которых экспертный совет выбирает короткий список из 20 произведений. Короткий список будет объявлен 15 мая.
05.04.2018

XIII Международный Книжный салон пройдёт в Петербурге с 17 по 20 мая.

Гостей и участников ждёт насыщенная культурная и деловая программы, а также море книг.
02.04.2018

3 апреля 2018 года в Большом зале ЦДРИ

Вечер, посвященный 80-летию основателя легендарного "Клуба 12 стульев" "Литературной газеты" Виктора ВЕСЕЛОВСКОГО

Все новости

Книга недели
Из истории частного гуманитарного книгоиздания. Заметки для своих

Из истории частного гуманитарного книгоиздания. Заметки для своих

Вячеслав Кривошеев.  – М.: НП ИД «Русская панорама», 2018. – 416 с.: ил. (Серия «Весь мир»).
В следующих номерах
Колумнисты ЛГ
Болдырев Юрий

Свой-чужой

Выборы президента; отравление воздуха газами...

Макаров Анатолий

Друзья-писатели…

Показал старому товарищу своё новое творение, он его одобрил.